Естественный обмен

РАГС Давно уже стала крылатой фраза — «Хотели как лучше, а получилось как всегда». В России часто принимаются решения необдуманные, не взвешенные, поскольку власть подвержена влиянию большого количества течений и при выборе мер учитывается расстановка сил, а не объективная необходимость изменений. Поэтому зачастую принимаются решения, которые неэффективны или не отражают интересы населения или бизнеса. Тогда хозяйствующим субъектам и их руководству приходится в этой среде выправлять недостатки, компенсируя их своей прибылью, своим временем, здоровьем.

Проблемой корпоративной социальной ответственности в развитии экономики региона заинтересовались ведущие научные сотрудники Владимирского филиала Российской Академии Государственной Службы. Эта тема для исследований докторов и преподавателей Академии возникла недавно в связи с тем, что очень скоро стандарты подготовки третьего поколения бакалавров и магистрантов будут предусматривать приобретение компетенции студентов в указанной области экономических знаний.

На II межвузовской научно-практической конференции по теме «Региональная экономика: проблемы и перспективы», состоявшейся 15 мая в здании Академии, выступил доктор экономических наук Юрий Лапыгин с докладом по проблеме корпоративной социальной ответственности.

Важность этого аспекта, по мнению доктора и его коллег, заключается в том, что можно рассматривать ориентацию на улучшение среды внутри организации и на повышение лояльности внешней среды к отдельной организации или целой деловой структуре, как конкурентные преимущества в конкурентной борьбе на предприятиях бизнеса. То есть именно в случае, когда растет статус фирмы во внешней среде и растет мотивация и производительность труда, тогда же повышается и ее конкурентоспособность. «Скажем, вложения в экологию улучшают репутацию предприятия, тогда повышается спрос на продукцию этой фирмы, — поясняет Юрий Николаевич, — она становится узнаваемой, создается бренд, и растет уровень продаж. А в этом случае, как только увеличивается объем продаж, автоматически снижаются издержки. Связь здесь прямая: простое удвоение объемов продаж автоматически снижает на 20-30 процентов удельную себестоимость. Это общее правило. Сделав это, можно снизить удельную себестоимость, и тогда объем продаж снова повышается. Это такая «петля удачи». Тем самым раскручивается бизнес, а предприятие становится конкурентоспособным еще и по цене».

Руководство РАГС заинтересовано, чтобы образовательная программа состоялась. «Мы отслеживаем прогресс бизнес-среды, нам приходится консультировать сотрудников организаций и во Владимире, и в Москве, и в других регионах, — рассказывает заместитель директора РАГС по научной работе Александр Илларионов. – Среди наших студентов есть и практики, работающие на предприятиях области. Они часто делятся с нами информацией о позитивных процессах и проблемах в сфере их трудовой деятельности, что позволяет нам отслеживать изменения в функционировании бизнес-структур. Взамен мы готовы предоставить им знания и обобщенный опыт ведущих отечественных и мировых экономистов, способствовать приобретению специальных навыков по организации их профессиональной деятельности».

Выбор33 поинтересовался у представителей университета, каким образом происходит коммуникация между администрацией, бизнесом и ВУЗом, как выводы ученых и студентов находят адресата, заинтересованного в том, чтобы применить полученные знания на практике. Действительно, выходят ли знания, полученные в процессе научно-практической работы, за рамки конференции и простого обмена опытом между преподавателями и учащимися?

«Для того, чтобы наши практические исследования стали доступны, мы издаем брошюры и сборники докладов, передаем их в, том числе, и администрации, — разъясняет Александр Илларионов. — Кроме того, наши студенты-практики и преподаватели являются авторам работ, а также сами имеют непосредственное отношение к работе в административных и деловых структурах. Например, Валерий Кретинин, представитель комитета по экономической политике и его заместитель Татьяна Омарова. Представители бизнеса, и даже руководители предприятий, также присутствовали на конференции. В сборнике докладов к нашей конференции собрано 130 статей, среди авторов есть и фамилии представителей делового сообщества и управленческих ресурсов».

ВУЗ также проводит программы повышения квалификации для подготовки государственных и муниципальных служащих. Так, например, Валерий Ситиков, руководитель кольчугинского завода "Электрокабель", защищал результаты своей управленческой работы. Директор филиала компании сотовой связи Александр Проничев преподавал здесь же. Он привлекался для участия в молодежной программе и оказывал поддержку в работе университета.

«Тут дело вот в чем: администрация книжек не читает, — в свою очередь замечает доктор экономических наук, наш собеседник (имеются в виду учебные пособия университета, где изложены выводы, разработки – Выбор 33). Мы надеемся, что специалисты, подготовленные у нас, придут работать в администрацию, а когда произойдет смена поколений, эти ученики, став основательными практиками, займут ключевые посты, и будут принимать решения, основанные на знаниях и опыте, адекватных современным экономическим и социальным процессам».

Кажутся поспешными выводы о необходимости смены поколений, ведь среди студентов ВУЗа есть и зрелые опытные практики, являющиеся сотрудниками государственных учреждений. Такие, как докладчик конференции, начальник отдела профессионального образования Департамента образования Светлана Болтунова.

«С одной стороны я занимаюсь научными исследованиями, а с другой, являюсь работником аппарата администрации, — рассказывает Светлана Анатольевна. — Мои исследования и трудовая деятельность очень тесно связаны. Вопросы, которые исследую в научной практике, касаются интеграции учреждений образования и повышении качества образования.

Основная идея моего доклада для конференции – найти точки соприкосновения между учреждениями образования и заказчиками кадров, работодателями, то есть теми предприятиями, организациями, куда выпускники пойдут работать. Потому что подготовить хорошего специалиста с современных условиях ни одно учреждение профессионального образования не в состоянии, в этом должны участвовать и университет, и власть, и бизнес. Они же должны нести материальные — полные или частичные — затраты, и затраты интеллектуальные, так как только работодатель сможет делать заказ образования – какого специалиста ему надо. Поиск таких путей интеграции, сотрудничества, это тот вопрос, который меня интересует, которым я занимаюсь.

Замечу, что бизнес сейчас малоактивен, что касается предоставления своих требований к кадрам и условий для повышения квалификации, но нам удается найти те предприятия, которые готовы приходить к сотрудничеству. Мы называем их плотными экспериментальными площадками. Такие площадки в области созданы. Это, например, завод «Электроприбор», «Владимирский химический завод» и 30 и 33-е училища. Успешно работает с бизнесом владимирский лицей №40, готовящий коммерсантов и тесно сотрудничающий с супермаркетами и их сетями. Но это скорее редкость».

Дополним, что Департамент образования сотрудничает с предприятиями, которые считает перспективными. Недавно он провел информационный день, куда были приглашены и представители бизнеса. Заметна четкая ориентация в работе управления и основная идеология «кадры – это будущее страны, которые смогут обеспечить государству стабильность и процветание».

АудиторияНедавно у филиала Российской Академии возникла возможность участвовать в гранте, который объявило Министерство образования и будет финансировать его из федерального бюджета. Представители вуза надеются победить по одному лоту, согласно которому может быть выделено около 12 миллионов рублей на несколько лет. В рамках этих денег руководство ВУЗа и научные сотрудники будут пытаться проанализировать ситуацию в нашей области, касающуюся взаимодействия науки и практики. Ученые хотят понять, какие из предприятий региона занимаются вопросами повышения своей корпоративной социальной ответственности. Удается ли тем, кто вкладывает средства в своих работников и во взаимодействие с внешней средой, быть конкурентоспособным, и насколько, и какие факторы влияют на повышение конкурентоспособности. Всё это будет исследовано, а результаты опубликованы.

Татьяна Южная