Иностранные агенты пахнут коррупцией

dumaЭксперт Центра антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл – Р и Экологического правозащитного центра “Беллона” Наталья Евдокимова направила в Государственную Думу заключение независимой антикоррупционной экспертизы законопроекта № 102766-6 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента”.

Наталия Евдокимова выявила следующие проблемы законопроекта: во-первых, предлагается ставить на учёт в специально создаваемом Реестре некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, те НКО, которые намереваются после их регистрации получать финансирование из иностранных источников, а также участвовать в политической деятельности. При этом термин “политическая деятельность” в российском законодательстве не определён и потенциально может быть использован законодателем чрезмерно широко. Что касается самого термина “иностранный агент”, то ими не могут быть общества с государственным участием и их дочерние общества. Иными словами, государственное участие в обществе создаёт для него иммунитет от того, чтобы быть названным иностранным агентом.

Во-вторых, законопроект предполагает, что учредители некоммерческой организации при её регистрации должны представить в уполномоченный орган заявление о включении НКО в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Однако часто случается, что учредители заранее не знают будет ли организация финансироваться из зарубежных источников или нет.

В-третьих, поправками, вносимыми в Федеральный Закон “О некоммерческих организациях”, предлагается ввести значительные дополнительные обязанности для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, по сравнению с обязанностями обычных НКО. Предлагается, чтобы в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, содержались сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных из иностранных источников, и об их фактическом расходовании или использовании.

В-четвёртых, предлагаемые поправки могут создать чрезвычайно широкое поле для проведения внеплановых проверок некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Это позволит буквально “задушить” внеплановыми проверками неугодные НКО с иностранным участием.

В-пятых, предпосылки для произвола содержатся в возможности государственных органов приостанавливать своим решением деятельность НКО -“иностранного агента” на срок до 6 месяцев, если НКО не подаёт заявление о включении её в реестр. Однако такая ситуация может свидетельствовать о том, что НКО не считает себя “агентом” и поэтому вопрос о приостановлении её деятельности должен решаться исключительно в судебном порядке. 

В-шестых, административные штрафы некоммерческих организаций, отнесённых к категории выполняющих функции иностранных агентов,  выше штрафов, налагаемых на НКО, не отнесённых к этой категории. А статья Уголовного кодекса, в которую предполагается внести изменения для преследования недобросовестных НКО с иностранным участие, не позволяет чётко определить “злостность” при злостном уклонении от выполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. К тому же, не предложены механизмы, на основании которых можно было бы определить побуждают ли некоммерческие организации своей деятельностью к отказу граждан от исполнения своих гражданских обязанностей или нет.   

Законопроект в целом страдает отсутствием четкого регламентирования прав граждан и организаций, неопределённостью используемой терминологии, устанавливает трудновыполнимые требования к гражданам и организациям, а самое главное – содержит в себе требования различного применения законов к внутригосударственным и внешним НКО, чем нарушается принцип формального равенства. Выявленные коррупциогенные факторы свидетельствуют о необходимости его доработки.

В соответствии с Федеральным Законом “Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов” заключение по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено в тридцатидневный срок со дня его получения. 

icon Экспертитза 102766-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты (218.28 Кбайт)

icon Заключение Минюст о 102766- ФЗ (94.99 Кбайт)


 

Оригинал записи