Ну а если по науке

igrapratki2На прошедшей неделе, несмотря на организационные трудности (ну не хотят у нас ни партии, ни государство реальную социологию спонсировать) экспертам Выбор33 все же удалось достаточно объективными научными методами (интервью, фокус-группы) замерить отношение жителей Владимирской области к политическим партиям и их агитационным материалам.

Были выявлены следующие достаточно важные тенденции.

Прежде всего, не было обнаружено ни одной группы, которая оценивала бы себя как целевую для рекламы какой бы то ни было политической партии. Иными словами, все агитационные материалы выпускаются непонятно для кого. При этом листовки и газеты КПРФ вызывают во всех возрастных и социальных группах скорее негативные эмоции, эсеры запомнились скорее с юмористической стороны (особенно ироничны к капустно-картофельным откровениям молодые избиратели), материалы же партии власти оцениваются совершенно нейтрально – то есть у потребителей действует «защитный барьер». Парадоксально отношение к материалам ЛДПР – она настолько ассоциируется с Жириновским, что читатели не читают ее материалы, поскольку «заранее знают, что в них написано» (даже если в реальности их содержание отличается от ожиданий).

Весьма интересной оказалась корреляция между образованием участников групп и их отношениям к партиям и их агитации. Чем выше уровень и качество гуманитарного образования – тем негативнее отношение к любым агитационным материалам, ощущение отсутствия выбора и стремление не просто уклониться от участия в них, но и зафиксировать эту позицию в каком-либо действии (от записи в Твиттере до порчи бюллетеня). Возникает тревожное ощущение, что знанием этого факта и объясняется воинствующий поход нынешней власти против высшего гуманитарного образования.

Главным неудачником предстоящих выборов вырисовывается, как не парадоксально, КПРФ. Доверие ее лозунгам социального равенства оказалось даже ниже, чем к очередным обещаниям ЕР. При этом именно ЕдРу достанется традиционный коммунистический электорат – малообразованные, патерналистские, зависимые в психологическом плане люди в основном старшего возраста. При этом мотив голосования за ЕдРо можно назвать «коррупционным» — «пусть они нам уже сейчас чего-нибудь дадут, а к выборам президента еще добавят».

Тенденции оценки СР весьма разнонаправлены. С одной стороны, она упорно борется с КПРФ за ее электорат (хотя, как выясняется, должна бороться за него уже с ЕдРом), но, с другой, определенная группа молодых и образованных избирателей будет голосовать в качестве «бонуса» за формирование образа «новой оппозиции».

Весьма интересно, что в выигрыше может снова оказаться ЛДПР – все проведенные методы диагностируют рост националистических настроений и агрессии, которые даже некоторые образованные и активные граждане ассоциируют с этой партией.

Можно констатировать, что основная стратегия партии власти – добиться максимальной пассивности избирателей при недопущении активных акций протеста. В этом случае ее усилия по выращиванию лояльного подкупленного электората могут дать ей неплохой результат на выборах. Однако, это грозит потенциальным дальнейшим ростом внутреннего, не находящего политического выхода, кризиса отношений между гражданами и властью, соответствующим снижением реальной управляемости (одной из главных тем обсуждения на всех фокус-группах уже был вопрос «как убежать и защититься от всего этого») и вероятности «внесистемных» действий.

А проценты? Если явка будет составлять хотя бы 50% можно прогнозировать следующие реальные, а не нарисованные результаты: ЕР – 35% ЛДПР и КПРФ – по 20% СР – 15%, около 10% бюллетеней будет испорчено (все остальные партии так и не смогли выползти за пределы статистической погрешности). Каждые 10% снижения явки будет добавлять эти проценты ЕдРу, причем, в основном за счет КПРФ.