Рыночные отношения

{datsopic id=579 align=left} Примечательным событием в общественной жизни Владимирской области на прошедшей неделе, которое не могло не привлечь внимание наших средств массовой информации, но и освещено было пока лишь крайне телевизионно, в жанрах кратких репортажей, стало совещание с представителями органов местного самоуправления и руководителями розничных рынков и ярмарок. Так случается еще и потому, что на важных мероприятиях наши коллеги присутствуют всего двадцать-тридцать минут (самые первые или как только приедет оператор), чтобы взять картинку или сделать диктофонную запись и несколько планов фото, но, к сожалению, само содержание события, и особенно, самые острые, ключевые моменты и опорные, относящиеся к сути проблемы, реплики выступающих не всегда потом попадают «в кадр». И дело не в том, что в этот самый кадр не попала, например, перепалка директрисы Центрального городского рынка с главным специалистом Федеральной службы по ветнадзору или реплика директора Департамента предпринимательства о том, что конечно, «Ящурный институт» и Центральный рынок не могут стоять рядом, подчеркивая,  таким образом, все перипетии отношений обеих сторон.

А вот как раз по оценкам присутствующих на совещании торговцев и предпринимателей, событие было действительно заметным и редким, к их общему сожалению. Последний раз подобное культурно-просветительское мероприятие по вопросам изменения законодательства в столь важной для экономики региона сфере деятельности, включающее обмен опытом и информацией о преференциях для тех, кто воспользуется условиями новой государственной программы, проходило «очень давно», около трех лет назад. Непременно надо было наверстать упущенное, всем вместе свериться, а стоят ли еще рынки, а действуют, не унесло ли волнами кризиса ярмарки, и, безусловно, посчитать друг друга, и посетовать на повсеместное снижение товарооборота.

Последний раз подобное культурно-просветительское мероприятие по вопросам изменения законодательства в столь важной для экономики региона сферы деятельности, включающее обмен опытом и информацией о преференциях для тех, кто воспользуется условиями новой государственной программы, проходило «очень давно», около трех лет назад. Непременно надо было наверстать упущенное, всем вместе свериться, а стоят ли еще рынки, а действуют, не унесло ли волнами кризиса ярмарки, и, безусловно, посчитать друг друга, и посетовать на повсеместное снижение товарооборота.

 

Кому помешали ярмарки?

 {datsopic id=581 align=right}

В самом начале совещания директор Департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг Валерий Скорик сообщил слушателем цифры, которые отражают реальное состояние дел, показывая динамику изменений числа рынков и ярмарок на территории Владимира и области в срок с начала 2008 года и вплоть до конца июля текущего года. Оказалось, что за полтора года во Владимире и области увеличилось количество рынков и сократилось количество ярмарок.

Приведем эти цифры:

Данные на 01.01.2008 г.

Данные на 27.07.2009 г.

11 розничных рынков и 5 специализированных, в т.ч. 4 авторынка и 1 стекольный. Общее количество торговых мест 2663.

40 ярмарок выходного дня на 8787 торговых мест, в т.ч. 4 ярмарки выходного дня на 833 торговых места.

14 розничных рынков и 6 специализированных, в т.ч. 4 авторынка, 1 стекольный, 1 сельскохозяйственный. Общее количество торговых мест 3834.

34 ярмарки на 7852 места, в т.ч. 13 ярмарок выходного дня на 1780 мест и 3 сезонные ярмарки на 460 торговых мест.

Всего 56 объектов на 11 450 торговых мест

Всего 64 объекта на 14 602 торговых места

 

Рост числа розничных рынков и сокращение ярмарок обусловлено, в большей степени, той государственной и, преимущественно, муниципальной экономической политикой в отношении торгового сектора, в котором упор делается как раз на развитие розничных рынков и особенно целых рыночных сетей с кооперационной формой сотрудничества собственников. Государственная программа в отношении ярмарок любого типа будет характеризоваться отсутствием поддержки, окончанием их регистрации и способствовать их повсеместному сокращению. Уже с первого января 2010 года на территории Владимирской области прекратится регистрация ярмарочных предприятий. А для того, чтобы приобрести статус рынков, нынешним ярмаркам требуется приблизить свой торговый объект и его экономическое значение к рыночным качественным и количественным характеристикам. Сумеют ли в такой короткий срок перестроиться на новый лад все 34 ярмарки нашего региона? – От них этого не требуется, но только муниципалитеты теперь на стороне более сильного их конкурента, а значит, поддерживать свои ярмарки остается жителям соседних улиц.

Валерий Скорик сообщил, что Департамент по развитию предпринимательства уже работает с бизнес-планами, учитывающими главную роль в процессе формирования новых рыночных сетей, тех или иных торговых операторов, заинтересованных в развитии структуры. Они должны будут подвинуть или вообще исключить появление локальных самопроизвольных ярмарок, организованных фермерами-частниками, сделав их нелегальным, более того, несостоятельным видом бизнеса. Принцип самоорганизации собственников-производителей, на котором основана ярмарка, всегда был удобен для фермеров и тем, что подчас помогал избегать столкновения с коррупционным поведением власть имущих. А новый цивилизаторский порядок, несомненно, учитывает пожелания нынешних владельцев крупных торговых сетей. Но, с учетом кризисного фактора и устойчивой нужды большого числа потребителей в более низком уровне цен на продовольственные и хозяйственные товары, в сравнении с ценами в супермаркетах, он почти исключает спасительную альтернативу в виде торговых точек и палаток на остановках и социальных ярмарок, где покупатель приобретает товар по цене, на порядок более низкой, чем в сетевом магазине, расположенном по соседству.

Споры вызывает и предлагаемая собственникам и фермерам форма сотрудничества, так называемая кооперация. Но, по оценкам экспертов, присутствовавших на совещании, кооперация фермеров как форма сотрудничества вообще практически невозможна. К примеру, по данным, которые привел главный специалист торгового отдела комитета по развитию потребительского рынка Администрации округа Муром Михаила Смердова, около семидесяти процентов местных фермеров и торговцев не заинтересованы в том, чтобы вывозить продукцию далеко за пределы своего района. По его словам, фермеры кружатся по приближенной территории, торгуя продукцией с палаток, машин, и не заинтересованы в сетевых прилавках.

Большие планы

Еще одной иллюзией Департамента по развитию предпринимательства, по мнению опытных торговцев, присутствовавших на совещании, является строительство сельскохозяйственных рынков по области. Такие рынки должны будут обеспечить прилавками многих региональных товаропроизводителей и многие фермерские хозяйства. Территорию для одного такого рынка наметили в районе Юрьевца. Площадка под строительство торгового комплекса будет готовиться к запуску. Инвестор пока не найден. Но уже сейчас есть сомнения в целесообразности таких инвестиций, требующих, очевидно, в том числе и немалых денежных вливаний из муниципальных фондов поддержки.

Во-первых, все как один руководители рынков и главы муниципалитетов, выступавшие на совещании, свидетельствовали о большом количестве пустующих торговых мест. Можно строить площади, повторяли они друг другу, но кто будет их занимать?

Кроме того, надежды Департамента о том, что прилавок розничных рынков прямо-таки переполнен продукцией местных лидирующих продовольственных комбинатов и хозяйств, оказывается, тоже не оправдываются. По сведениям, предоставленным директором Центрального рынка г.Владимира Ниной Романцовой, до 30 процентов местной продукции представлено сейчас на торговых прилавках. Всё остальное – это привоз. Поставляют мясо, рыбу, овощи, даже хлеб из других регионов России. Хуже всего, когда это иностранная продукция. Так, к примеру, свеклу и морковь не выращивает у нас ни одно частное хозяйство. «Нашего», непривозного мяса, по словам Нины Ивановны, на рыночных прилавках нет. Это только в советские времена на владимирских витринах было до 20 процентов мяса. Известны случаи, когда под видом продукции птицефабрики в Энергетике продавался иностранный бройлер. Товар явно уступал по качеству, и специалисты смогли остановить поток внедрения подделки на прилавки рынков и ярмарок. 

{datsopic id=580 align=right} Проект строительства специализированных сельскохозяйственных рынков поставил вопрос перед участниками совещания: кто в этом случае и что именно будет производить? В случае, если собственных мощностей фермерским хозяйствам области не хватает? Валерий Скорик, выслушав замечания по спорному вопросу, повторил, что есть технологии, появляются операторы, которые смогут их реализовать. Ведь, по данным Департамента развития предпринимательства, местные хозяйства используют лишь 15-20 процентов от своих потенциалов. И уже рассчитаны бизнес-планы, управляя которыми в пределах того или иного предприятия, можно будет получить гораздо большую отдачу. Для руководителей же розничных рынков и ярмарок эти чужеземные коммерческие технологии и операторы видятся скорее захватчиками, которые способны лишь  тот кусок прибыли, который сейчас имеет наш местный купец. Не за счет ли «приглашения варягов» администрация собирается восполнить провалы в товарообороте, налогах и бюджете соответственно? Так, очевидно, проще и быстрее, чем развивать посредством инвестиций, конкурсов и поощрений наше фермерство и налаживать координацию в совместной работе рынков и производителей по удовлетворению потребностей населения. Очень важно, по мнению предпринимателей, чтобы призыв к кооперации не оказался в итоге крючком для ловли местных участников рыночной структуры крупными операторами. Или в чем тут логика? – Может, «дружить против» оператора? Кооперация – это всё-таки способ.

Татьяна Южная