700 миллионов на социальные нужды

{datsopic id=1048 align=right}17 ноября состоялось заседание комитета по бюджетной и налоговой политике Законодательного Собрания Владимирской области. В повестке дня было более 20 вопросов, в том числе такие актуальные для нашего региона, как рассмотрение проектов законов об областном бюджете на предстоящий трехлетний период, о транспортном налоге, о социальной поддержке населения и ряд других. Вел заседание председатель комитета по бюджетной и налоговой политике Максим Васенин.

С информацией  о проекте закона Владимирской области «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» перед депутатами выступил первый заместитель губернатора области, директор департамента финансов, бюджетной и налоговой политики Вячеслав Кузин. В основу формирования доходов областного бюджета на 2010-2012 годы положен уточненный прогноз отдельных показателей социально-экономического развития Владимирской области.

Доходы и расходы областного бюджета на 2010-2012 годы сформированы без учета средств федерального бюджета, предоставляемых областному бюджету при участии Владимирской области в софинансировании на ее территории федеральных целевых программ (за исключением расходов на сельское хозяйство и занятость).

При этом в проекте областного бюджета на 2010-2012 годы учтена отмена софинансирования из федерального бюджета расходов областного бюджета социального характера на общую сумму 702,8 млн. рублей:

  • на предоставление субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
  • обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для федеральных категорий льготников;
  • реализацию мер социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла, семей с детьми, компенсацию части родительской платы за содержание детей в образовательных учреждениях, выплату учителям вознаграждения за классное руководство.

Кроме того, в 2010 году с федерального уровня на областной дополнительно передаются полномочия по летнему отдыху детей, ранее осуществляемые Фондом социального страхования, и на содержание трех профтехучилищ (№7 и №9 г. Владимира, № 1 г. Коврова). Сумма расходов на реализацию данных полномочий составит 245,5 млн. рублей.

Общий объем дополнительных расходов на исполнение указанных обязательств, осуществляемых с 2010 года за счет собственных доходов областного бюджета, составит 948,3 млн. рублей.

Основным приоритетом в расходах областного бюджета на 2010 год является социальная сфера, на обеспечение деятельности которой планируется направить 61,4% от общего объема расходов. Данный объем ассигнований позволит сохранить все социальные обязательства Владимирской области, предусмотренные областными законами, в том числе ранее осуществляемые за счет федеральной целевой помощи.

Наряду с реализацией социальных приоритетов, при планировании расходов областного бюджета предусмотрены мероприятия, носящие антикризисный характер. Так, на уровне текущего года сохранены расходы в 2010 году на поддержку сельского хозяйства, на содержание автомобильных дорог общего пользования — в пределах 97% к 2009 году. Предусмотрены расходы на субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным предпринимателями на развитие производства и потребкооперации, инновационной деятельности, на предоставление грантов начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса и др. Кроме того, в 2010 году прогнозируется увеличение объема указанных средств за счет привлечения федеральных субсидий в сфере сельского хозяйства и малого бизнеса, а также бюджетного кредита на поддержку дорожной отрасли.

Расходы инвестиционного характера сконцентрированы на вложение бюджетных средств в жилищное строительство. Запланированы ассигнования на переселение граждан  из аварийного фонда в объемах, предварительно согласованных с государственной корпорацией «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В рамках осуществления  антикризисных мер законопроектом предложен финансовый механизм сокращения неэффективных расходов областного бюджета в 2010 году. После обсуждения члены комитета приняли решение  принять данный законопроект.

Был также рассмотрен законопроект о введении на территории области транспортного налога, принятый ранее в первом чтении. При обсуждении этого вопроса выступил депутат ЗС Сергей Сахаров. Он, в частности, отметил, что депутаты в округах столкнулись с социальными волнениями в среде населения, вызванными возможностью повышения данного налога, считают эти тревоги обоснованными и выступают в защиту малоимущих.

Депутаты Сахаров и Кауров предложили поправку в законопроект, согласно которой налогоплательщики — физические лица, владельцы легковых автомобилей выпуска 1996 года и ранее, с мощностью двигателя не более 100 лошадиных сил, освобождаются от уплаты налога на одно транспортное средство  в размере 50% от суммы налога, исчисленного по ставкам, установленным в настоящем законе.

При обсуждении поправки члены комитета уточнили, что, согласно федеральному закону, нужно учитывать не год выпуска автомобиля, а его возраст. Таким образом, льготу по транспортному налогу получат владельцы автомобилей (независимо от того, отечественные они или импортные), чьи авто окажутся старше 13 лет. При этом возраст автомобиля будет исчисляться не с даты выпуска, а с момента, когда транспортному средству исполнился один год. Сегодня в нашем регионе насчитывается около 34 тысяч таких автомобилей, и со временем их число будет расти. Но если у автовладельца есть два таких автомобиля, льгота будет предоставляться только на один из них. Также сохраняются все заложенные ранее в законопроект льготы для ветеранов, инвалидов и др. С учетом поправки законопроект был принят.

Рассмотрев вопрос об установлении пониженных налоговых  ставок (от 5 до 15%) для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и занимающихся такими видами деятельности, как научные исследования, разработка программного обеспечения, производство продуктов питания, изделий художественных промыслов и ряд других, депутаты приняли решение отклонить этот законопроект, как экономически нецелесообразный и снижающий доходы бюджета.

А вот целому ряду категорий льготников в наступающем  году придется обойтись без индексации социальных выплат. В условиях бюджетного дефицита депутаты сочли целесообразным в 2010 году отказаться от «автоматической» индексации льгот, а с 2011 года предлагается индексировать размеры денежных выплат гражданам по уровню инфляции, сложившейся в предшествующем году. На федеральном уровне также готовятся соответствующие изменения в законодательство.

Ранее во Владимирской области осуществлялась индексация размеров мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в темпах, опережающих уровень инфляции. Это позволило к настоящему времени сформировать размеры денежных выплат, более высокие по сравнению с существующими в других субъектах Российской Федерации и установленными федеральным законодательством (выплаты семьям с детьми, на содержание детей-сирот, меры социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла, граждан, пострадавших от политических репрессий). Кроме того, были введены новые меры социальной поддержки в отношении лиц, имеющих продолжительный стаж работы, а также награжденных орденом «Родительская слава».

Принятие  проекта данного закона не потребует дополнительных расходов из областного бюджета и не ухудшит уровень социальной поддержки жителей области, а при наличии источников финансирования позволит поддержать наиболее уязвимые категории населения.