«А если б водку гнать не из опилок…»

{datsopic id=973 align=right}29 октября в «Белом доме» состоялась областная конференция «Алкогольный  рынок: бизнес и социальная  ответственность». Ее организовали департамент развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации области и некоммерческое партнерство «Ассоциация операторов рынка алкогольной продукции Владимирской области». В конференции приняли участие руководители предприятий, производящих алкогольную продукцию, оптовых компаний, крупных розничных сетей, розничные операторы, представители контролирующих органов, местного самоуправления, СМИ.
О положении на алкогольном рынке  области информировал собравшихся директор департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг Валерий Скорик. Он напомнил собравшимся, что борьба с алкоголизмом стала сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики. В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится несколько законопроектов, направленных на усиление контроля за продажей алкогольной продукции несовершеннолетним.

В числе поручений президента РФ правительству по итогам совещания о мерах по снижению потребления алкоголя в России предусмотрено расширение полномочий органов государственной власти субъектов РФ в области регулирования и контроля розничной продажи алкогольной продукции, вплоть до полного запрета, на территории соответствующего субъекта РФ. В случае принятия этих законов у продавцов алкогольной продукции может появиться право требовать у покупателя документ, подтверждающий его возраст, а возрастной предел продажи алкоголя может быть поднят с 18 лет до 21 года.
 
На территории Владимирской области в  настоящее время действуют 5 производителей алкогольной продукции, 24 оптовые компании по ее продаже, 1700 оптовых операторов; более 4000 объектов осуществляют розничную торговлю алкогольной продукцией. Доля российского алкоголя в продаже составляет более 80%, остальное – импорт. За последние годы значительно сократилась доля местной продукции – с 20% она упала почти в 3 раза.
 
Что же пьют жители нашего региона? К сожалению, в основном – крепкие спиртные напитки. Растет потребление водки: с 39% в 2007 году до 42% — в 2009-м. Снизилось потребление вина, но доля потребления слабоалкогольной продукции растет (в 2209 году – 14%). Остро стоит вопрос качества алкогольной продукции. Проводимые контролирующими органами проверки выявляют многочисленные нарушения, число которых, к сожалению, не снижается. В этих условиях возрастает роль самоконтроля бизнес-сообщества.
С основным докладом на конференции выступил председатель Экспертного совета по вопросам государственного регулирования  производства и оборота этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы Михаил Блинов.
 {datsopic id=972 align=right}
Одним из ключевых вопросов  является установление минимальной  цены на алкогольную продукцию. Сколько должен стоить качественный  алкоголь? Михаил Блинов разъяснил, что минимальная цена 1 бутылки легальной водки в розничной продаже даже до кризиса не могла быть ниже 85 рублей, поскольку только налоги и акцизы обходятся предприятию-производителю в 50 руб. А сейчас ее цена приближается к 100 рублям. Поэтому, когда в розничной продаже видим водку по цене 50 руб. за бутылку, возникает резонный вопрос: если она легальная, то где прибыли бизнеса? Следовательно…
 
Будет ли введена в России госмонополия на производство и оборот алкогольной продукции? Такой опыт уже был. Михаил Блинов  подробно рассказал о введении в царской России так называемой «монополии Витте», ее плюсах и минусах. Оказывается, целью этой реформы алкогольного рынка, начатой в 1892 г., инициатором которой был император, было не только пополнение казны, но и борьба с пьянством. Доходы, полученные от продажи алкоголя, направлялись на социальные цели: организацию народных чайных, библиотек, учреждений культуры и т.п. Однако с началом 1-й мировой войны социальные цели ушли на второй план, и началось спаивание населения.
 
К сожалению, констатировал М.Блинов, в современной России практически отсутствует культура потребления алкоголя. В отличие от европейских стран и США, где сильны многовековые традиции виноделия, где население употребляет качественные вина, коньяк, виски, пусть регулярно, но малыми дозами, — в России пьют реже. Но сразу и помногу. И в основном дешевую водку.
 
О качестве так называемых «российских» вин разговор особый. После 1985 года, когда в разгар горбачевской антиалкогольной  кампании были вырублены практически  все элитные виноградники, у нас своего вина нет. Так что же мы пьем под видом российской продукции? 75% российских вин изготовлены из импортного виноматериала невысокого качества, доставляемого к нам в танкерах, что тоже не способствует его улучшению. Затем этот «продукт» разбавляют до нужной крепости и продают населению. Потребление этих «вин» способствует росту алкоголизма.
 
Сколько стоит приличное вино? В Калифорнии 1 бутылка вина из натурального винограда местных сортов стоит примерно 3$ (около 90 рублей). В России стоимость хорошего вина из Франции, Италии или Испании (в крайнем случае — Чили) начинается от 500-600 рублей за бутылку. Но такую алкогольную продукцию может позволить себе купить далеко не каждый россиянин. Поскольку доля населения с доходом меньше 10 тысяч рублей в месяц еще в 2008 году составляла 54%. Вычтем из этой суммы расходы на еду, одежду, коммунальные платежи, бытовые нужды и т.п. – и окажется, что денег на покупку качественного алкоголя у половины населения страны нет совсем.
 
Так что же мы пьем? «Паленую» водку и пиво плохого качества. Потребление пива в стране составляет более 1 млрд. декалитров в год. Но качество пива, произведенного в России, не выдерживает никакой критики. («Химический порошок, разбавленный спиртом» — раздалась реплика в зале). Наш рынок завален фальсификатами. Из каждых трех проданных бутылок крепленого вина – 2 нелегальных. Не удивительно, что аптечная настойка боярышника, изготовленная на основе качественного медицинского спирта, из года в год держит лидерство продаж в аптеках, наряду с виагрой и активированным углем. «Аптеки превратились в точки продажи алкоголя. До 70% выручки многих аптек достигается за счет продажи спиртосодержащей продукции», — отметил Михаил Блинов.
 
Применяется ли для производства водки синтетический спирт? «ГОСТом это запрещено», — ответил московский эксперт. – «Но многочисленные проверки показывают наличие в сверхдешевой водке синтетического этилового спирта. Это понятно – ведь синтетический спирт в 3 раза дешевле спирта из пищевого сырья. Но человек, потребляющий такую водку, за несколько лет убивает собственный организм. Это шаг к онкологии».
 
Качество  алкогольной продукции за последние  годы не улучшилось, отметил в своем выступлении представитель Роспотребнадзора. К тому же призыв президента страны «не кошмарить малый бизнес» многие контролирующие организации восприняли слишком буквально, и бизнес на алкогольном рынке оказался практически бесконтрольным.
 
Выходом из этой ситуации может стать добровольная сертификация алкогольной продукции. Председатель НП «АСАЛКО» Евгений Логинов рассказал, что ассоциация выступила с инициативой выпустить в обращение с 1 января 2010 года «Региональную марку качества». Только наличие этой марки может служить гарантией качества и легальности алкогольной продукции.
 
 для справки:
 

Перечень поручений Президента РФ Правительству РФ по итогам совещания о мерах по снижению потребления алкоголя в России от 12.08.09 г.

  1. Разработать  с участием общественных организаций  и религиозных объединений концепцию  государственной политики по  снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации, уделив особое внимание мерам в отношении несовершеннолетних и молодежи. При разработке мер, предусматривающих принятие решений, меняющих требования к деятельности хозяйствующих субъектов, определить переходный период и при необходимости этапность их реализации.

    Срок — 15 декабря 2009 г.

   2. Подготовить и внести в Государственную Думу проекты федеральных законов, 
предусматривающих усиление административной ответственности за нарушения, связанные с 
ограничениями розничной продажи алкогольной продукции и пива лицам, не достигшим 
определенного законом возраста, а также установление уголовной ответственности за неоднократное 
совершение указанных деяний.

    Срок -1 ноября 2009 г.

   3. Разработать комплекс мер, направленных на противодействие реализации нелегально 
произведенной алкогольной продукции, усиление контроля за производством и оборотом 
алкогольной продукции. Рассмотреть вопрос об обязательном применении всеми участниками рынка 
минимальной потребительской цены (в том числе оптовой цены) на водочную продукцию, 
установлении порядка определения такой цены, исходя из необходимых затрат на производство и 
реализацию водочной продукции с учетом сумм подлежащего уплате акциза, и форм 
ответственности.

    Срок — 1 декабря 2009 г.

   4. Обеспечить разработку и принятие технических регламентов на алкогольную продукцию и 
пиво, предусмотрев при этом следующее:

   а) отнести к слабоалкогольным напиткам продукцию с содержанием в ней добавленного в 
процессе производства этилового спирта не более 7 % от объема готовой продукции;

   б) ограничить объем потребительских упаковок слабоалкогольных напитков до 330 мл;

   в) указывать на потребительской упаковке слабоалкогольных напитков информацию о 
содержании алкоголя как в 100 мл данной продукции, так и в объеме потребительской упаковки;

   г) наносить на потребительскую упаковку алкогольной продукции и слабоалкогольных напитков, 
пива и напитков, изготавливаемых на его основе, контрастную предупредительную надпись о вреде 
алкоголя для здоровья, занимающую не менее 20% от ее площади.

    Срок — 1 декабря 2009 г.

   5. Внести в Государственную Думу проекты федеральных законов, предусматривающих:

   а) внесение в Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" изменений, касающихся:

  расширения  полномочий органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  в области регулирования и контроля розничной продажи алкогольной продукции, включая предоставление им права устанавливать ограничения, вплоть до полного запрета, на продажу

алкогольной продукции по времени, условиям и  месту на территории субъекта Российской Федерации;

   установления  запрета на продажу алкогольной  продукции на территориях, прилегающих  к детским, образовательным, медицинским учреждениям, физкультурно-оздоровительным и спортивным сооружениям, а также в нестационарных торговых точках;

  б) внесение в Федеральный закон от 7 марта 2005 г. № 11-ФЗ "Об ограничениях розничной 
продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" изменений, 
касающихся: расширения полномочий органов государственной власти субъектов Российской 
Федерации в области регулирования и контроля розничной продажи пива и напитков, 
изготавливаемых на его основе, включая предоставление им права устанавливать ограничения, 
вплоть до полного запрета, на продажу пивной продукции по времени, условиям и месту на 
территории субъекта Российской Федерации;

   установления  запрета на продажу пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территориях, прилегающих к детским, образовательным, медицинским учреждениям, физкультурно-оздоровительным и спортивным сооружениям;

   введения  запрета на продажу в нестационарных торговых точках пива и напитков, изготавливаемых на его основе, крепостью более 5%;

  в) внесение в Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" изменений, 
касающихся:

   запрещения  использования информации о наличии биологически активных веществ, в том числе витаминов, в алкогольной продукции, пиве и напитках, изготавливаемых на его основе, в целях рекламы такой продукции как обладающей лечебными и иными оздоравливающими свойствами;

  усиления  ограничений на рекламу алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, крепостью более 5%.

   6. Обеспечить с привлечением общественных организаций проведение на постоянной основе 
общенациональной информационно-пропагандистской кампании, направленной на информирование 
населения о вреде, причиняемом алкоголем здоровью, семейному благополучию и духовной 
целостности человека, и о мерах антиалкогольной политики.

    Срок — постоянно.

   7. Рассмотреть с учетом международного опыта вопрос о последствиях введения государственной 
монополии на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции, оценив наличие 
необходимых условий для принятия такого решения и определив возможные сроки его реализации.

    Срок -1 марта 2010 г.

   8. Рассмотреть вопрос о передаче медицинских вытрезвителей в ведение субъектов Российской 
Федерации и обеспечении их соответствующим финансированием.

    Срок — 1 декабря 2009 г.

   9. Разработать единый порядок организации деятельности центров здоровья в целях 
профилактики социально значимых неинфекционных заболеваний, а также единый порядок 
организации деятельности наркологических диспансеров в целях медико-социальной реабилитации 
лиц, страдающих алкогольной зависимостью.

    Срок — 1 декабря 2009 г.