Кому «Фольксваген» нужнее – нам или Калуге?

volkswagenОдной из тем последнего заседания заксобрания области, причем вызвавшей едва ли не более горячие дискуссии, чем закон о губернаторских выборах, стал вопрос о возможном приходе во Владимирскую область концерна «Фольксваген». Роман нашего региона с «Народным автомобилем» — это история с тайными вздохами, полунамеками и расставаниями. Каким будет его продолжение?

Один раз у нас с «Фольксвагеном» уже не срослось. Точные причины отказа немецкого концерна от размещения сборочного производства во Владимирской области до сих пор не известны. В свое время приходилось слышать даже, что немцев просто возмутило наплевательское отношение различного рода местных чиновников к перспективному инвестиционному проекту. Так это или нет – сказать сложно, в любом случае собирают «Фольцы» теперь в Калуге, а не у нас.

И вот – новый поворот. На майской сессии заксобрания губернатор вносит на рассмотрение парламентариев, среди прочего, законопроект, предусматривающий выделение земельных участков инвесторам-промышленникам бесплатно. Правда, только в том случае (и это уже регламентируется другим законопроектом), если инвестор является «стратегическим партнером», проще говоря – если он стоящий.

Собственно, это, по-видимому, тот случай, когда закон писался под конкретную бизнес-структуру – а именно под все тот же «Фольксваген». Парламентарии требовали от БД разъяснений по конкретным деталям возможной сделки, обладминистрация уверяла, что раскрывать эти самые детали никак нельзя – уйдет инвестор, как и в прошлый раз. Впрочем, основные параметры – это секрет Полишинеля. Известно, что разместить производство «Фольксваген» может под селом Хрястово Собинского района. Известно, что завод будет собирать двигатели. Известно, что работать на нем будут 600 человек. Известно, что для начала немцам нужно 100 га земли, а в перспективе – еще около 90. Ну и, наконец, известен объем инвестиций – 230 млн евро.

В итоге нардепы приняли нужные законы в первом чтении, немного пококетничав, что, мол, их пытаются использовать втемную. Это действительно кокетство – еще в марте те же самые депутаты уже зарезервировали в областном бюджете 25 миллионов рублей на выкуп земли именно под завод «Фольксвагена». Так что можно смело предполагать, что сегодня, спустя два месяца, облпарламент, в общем, в курсе дела.

Ну и бог с ними, и с заксобранием, и с Белым Домом. Две ветви власти костьми лягут, чтоб только не оказаться крайними при поиске ответа на вопрос – из-за кого мы на этот раз потеряли «Фольксваген»? И вряд ли стоит сомневаться, что в июне оба законопроекта будут доработаны и приняты. Сейчас гораздо интереснее оценить реальные шансы региона на получение такого лакомого инвестпроекта.

Итак, представим, что с законодательной базой у нас уже все в порядке. Сильно ли это увеличивает перспективы Владимирской области на успешное продолжение романа с автогигантом?

На первый взгляд, вроде бы, нет. В Калуге есть налаженные производство и инфраструктура, есть земля. Кроме того, производство автомобилей по условиям соглашения с правительством необходимо увеличивать еще на треть. В Калуге в основном собирают седаны модели «Polo», логично предположить, что двигатели для них стоит собирать здесь же. Но это только одна сторона медали.

Дело в том, что еще одно производство у «Фольксвагена» есть на нижегородском ГАЗе, где собирают кроссоверы Skoda Yeti. По плану концерн должен выйти в Нижнем Новгороде на объем производства в 100 000 машин в год. И если речь идет о сборке двигателей именно для этого предприятия – то Владимирская область для этого более удобно расположена. Кроме того, у нас гораздо более дешевая рабочая сила. Сравните сами: по итогам 2011 года средняя зарплата в Калужской области превысила 30 тысяч рублей. У нас тоже превысила, только 16 тысяч. Двухкратный перевес – серьезный минус Калуге в глазах любого инвестора. Еще один минус – это кадровый дефицит, о котором пишут в калужской прессе.

В общем, получается, что на самом-то деле позиции и перспективы Владимирской области в «битве за «Фольксваген» не так уж плохи. Вероятность привлечения инвестора весьма велика, опять же и обе ветви власти вряд ли будут склонны в соответствии с традициями бодаться в процессе окончательного утверждения нужных законов. Ну а если все-таки не сложится – будем утешаться тем, что ни деньги, ни участок не пропадут: там будут строить промышленный парк.